Cтихъ мв

Стезя роди едину, едина роди две, две родиста три.
Три родиша тму сущихъ.
Тме сущихъ имъ положи сень на хребте
и яръ междю раменама,
да разлiется ифиръ въ умиренiе.
Под небесемъ что sло есть;
токмо сирому, убозему, бесталаннему,
обаче царiе, князи сами ся зовутъ тако.
Сущимъ ово вредити да мзде быти,
ово мзду чинити да вреду быти.
Сего ради людiе чему наставляютъ,
язъ такожде людъ наставляю,
сего же ради вельми крепкiимъ доспети смерти (нечестныя),
мне же стати отцемъ ученiя.


Комментарии:

Стезя роди едину и пр. – древнейшая известная теория космогенеза в классической китайской философии. Данный фрагмент относится к числу наиболее темных и имеет множество толкований. Китайские комментаторы традиционно считают его описанием происхождения феноменального мира из хаотичной первоматерии через дифференциацию на полярные начала (инь-ян или Небо и Землю) и их взаимодействие (инь, ян и смешанная ци либо Небо-Земля-Человек). Проф. Л.С.Васильев, анализируя нестандартную для китайской философии нумерологическую схему 2-3, предположил здесь раннее заимствование из брахманизма и сопоставил дао с непроявленным Брахмо, единое с явленным Брахмо, двоицу с Брахмо и его эманацией Атманом, троицу со связкой Брахмо, Атман и их материальное орудие Пуруша, который, в свою очередь, распадается на мириады вещей и тем создает конкретику мира (Васильев Л.С. Дао и Брахман: феномен изначальной верховной всеобщности / Дао и даосизм в Китае, М., 1982).

Сень - переводим инь (первоначальный смысл – теневой склон холма).

Яръ - один из вариантов древнерусского названия весеннего солнца (Ярило), так переводим ян. В славянских языках корень яр- связан с целым комплексом понятий со смыслом яркий, яростный, яровой, вспыльчивый, страстный, скорый и пр.

Да разлiется ифиръ въ умиренiе - комментаторы исправляют на сходный иероглиф: Да быти посреде ифиру въ умиренiе.