(Первое стихотворение)

Наш путь, наконец, выводит из Трех Ущелий
На чуской земле - один лишь простор без края...
Здесь северный гость встречается с южным торговцем
И джонку из У швартуют за шуской ладьею...
Теченье Реки всё рвется в дикие степи
А ветры равнины прибрежный песок взметают
Хотел я спросить - да растерялся в смущенье
Под этой стеной, у могучей крепости древней

(Второе стихотворение)

Здесь, в южном краю, воевали когда-то царства
И как человеку было в живых остаться?..
Я, вспомнив Лю Бяо, светлым волненьем охвачен
И в горестной скорби вновь плачу по Цюй Юаню...
В развалинах стен таятся провалы колодцев
А в сельской глуши - мужики старинных фамилий
И сколько кругом ни гляди на великую землю -
Прекраснее мест нигде не найдешь в Поднебесной

(Четвертое стихотворение)

Краснеют перила террасы в восточном квартале
Правители Гао смотрели отсюда на берег...
Там горы над Цзяном - все были в разных странах
К вершинам Саньба тянулся огонь сражений...
Солдатские кости укрыты осенней травою
Дозорные башни щербятся в лучах рассвета...
И где они все, герои войны столетней?
Осталось глядеть на свары рыб и креветок

(Пятое стихотворение)

Над мысом песчаным безбрежны-безбрежны туманы...
Приходят сюда, кто устал от подлого шума
А там в городке - безумье столпотворенья
И лодки в реке натыкаются друг на друга
Толпятся купцы вкруг гадальщиков на монетах
Мужик деревенский в черепаховый панцирь тычет...
Кончается день. Спокойно небо над Цзяном
И нет здесь людей, что помнят "Чуские строфы"

(Десятое стихотворение)

Дорога в столицу - за Ивовые Ворота
Стегаем коней, а весна уже в полном разгаре...
Степные пожары опалили бурые травы
И с ветром восточным летит сухая солома
На север - раздольный простор до Сюйчжоу, Дэнчжоу
На юг - до хребта Хэншань, до потока Сяна...
Но где же то Чу? Исчезло под циньской армадой
А царь Хуай-ван оказался немощным ваном

Комментарии:

Цзинчжоу - в современной провинции Хэбэй. В этом городе семья Су завершила свое путешествие водой по Янцзы, чтобы дальше уже сухопутным путем отправиться в Сунскую столицу Кайфэн. По впечатлениям пребывания в Цзинчжоу, тогдашнем оживленном торговом городе и крупном перевалочном пункте, Су Ши в течение зимы 1056 - весны 1057 создал цикл из десяти стихотворений.

Три Ущелья (Санься) - находились в среднем течении реки Янцзы, на границе Сычуани. Одно из поэтичнейших и прекраснейших мест средневекового Китая, овеянное романтикой древних легенд. Здесь протекала река Мило, в которой покончил с собой великий поэт и политический деятель царства Чу - Цюй Юань; здесь же возвышались и знаменитые Шаманские горы (Ушань).

У могучей крепости древней - Цзинчжоу с древности был важным стратегическим пунктом и военной крепостью.

Лю Бяо - знаменитый полководец времен смуты Поздняя Хань - Троецарствие. Он укрепился в области Цзинчжоу, основав там собственное государство (впоследствии завоеванное Цао Цао).

Цюй Юань - см. вышеприведенное примечание.

Мужики старинных фамилий - Су Ши имеет в виду фамилии вроде У, Ши, Лун, Ин, Бянь и пр. - все некитайского (южного) происхождения, связанные со знатными родами древнего царства Чу, обладавшего собственной выразительной культурой (в противоположность северному Китаю) и многочисленным автохтонным населением. После падения царства Чу прежняя знать была изгнана завоевателями в деревню, где от ее былого величия сохранились только старинные аристократические фамилии, достаточно странно звучащие среди крестьян.

Правители Гао - отец и сын Гао Цзе-син и Гао Цун-хой, правившие областью Цзиннань в период смуты Пяти Династий (междувластие XI в. между эпохами Тан и Сун, закончившееся объединением Китая генералом Чжао Куан-инем, ставшим первым императором династии Сун). Упомянутая терраса была построена Гао Цзе-сином.

Все были в разных странах - в эпоху смуты Пяти Династий каждый генерал или авантюрист стремился захватить себе собственное независимое владение. В частности, в районе Цзинчжоу на протяжении пятидесяти лет друг с другом воевали микроимперии Поздняя Лян, Поздняя Тан, Южная Хань, Минь и Шу.

Саньба (Три Ба) - три основных горных района в Сычуани, т.е. Бацзюнь, Бадун и Баси. Обобщенно выражение Три Ба означает Сычуань, древнее царство Шу. В смуту Пяти Династий область Цзинчжоу (Цзиннань) и Шу были врагами.

Мужик деревенский в черепаховый панцирь тычет - гадание по трещинам на черепаховом панцире, образующимся при нагреве представляло собой древнекитайскую мантическую науку, принципы и ритуалы которой были сформированы и закодированы по крайней мере за полторы тысячи лет до новой эры (архив Иньского оракула), за две с половиной тысячи лет до времени жизни Су Ши. Это гадание требовало огромного багажа специальных познаний и особых личных способностей. Неудивительно, что конфуцианским ученым, каковыми была вся семья Су Ши, черепаховый панцирь в руках деревенского мужика виделся чем-то до невозможности комичным и уродливым.

уские строфы" - сборник классической древней поэзии царства Чу периода IV-III вв. A.C., куда входят главным образом сочинения Цюй Юаня (340-278 гг. A.C.) и Сян Юя (290-223 гг. A.C.), а также обобщенное название всей южнокитайской древней изящной поэзии. Для Су Ши они представляются символическим антонимом всему тому modo vivendi, основанному на мелочной суете и меркантилизме, который он наблюдает в торговом городе, в том самом месте, что некогда находилось в центре культурной жизни древнего царства Чу.

Ивовые Ворота - северные ворота в городской стене Цзинчжоу, откуда начинался идущий на север тракт в сунскую столицу Кайфэн.

Сюйчжоу - современный Сюйчэн. Дэнчжоу - современный Наньян.

Хуай-ван - правитель древнего царства Чу, при котором это некогда могучее государство навсегда утеряло силу. Закат эпохи Воюющих царств характеризовался главным образом противоборством между двумя сильнейшими государствами того времени - Чу и Цинь, реализовавшими в отношениях с соседними царствами и во внутренней политике два противоборствующих подхода: "поперечный союз" (с запада на восток под руководством Цинь) и "продольный союз" (с юга на север под руководством Чу). "Продольный союз" объективно противостоял гегемонистским устремлениям царства Цинь, представившего один из первых в человеческой истории яркий образец жесткого тоталитарного государства фашистского типа. Однако недальновидная и предательская политика чуского Хуай-вана, самонадеянно решившего вместо последовательного противостояния закулисно договориться с агрессором к собственной выгоде, привела к развалу "продольного союза". Хуай-ван жестоко поплатился за свою эгоистичность и самонадеянность: циньцы вторглись на территорию Чу, а Хуай-ван закончил свою жизнь в циньской тюрьме. После этого ничто уже не могло остановить экспансию Цинь на восток, чьи военные походы успешно завершились во II в. до н.эры образованием всекитайской террористической империи Цинь Ши-шуана.

Цзян - Янцзы